История фейерверков России

  Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств становятся красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием.

Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей среди широких народных масс, ставил цель укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища.
Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою.
Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи — прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель.
Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: «Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком».
Действительно, на «огненные забавы» как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. «Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, — написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, — нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел».
На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый «театрум» замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны — здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой — монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления.
В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий.
Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры — Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.
Второй «столицей» фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция — Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.
Великолепный «приморский парадиз» Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали инозмных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей.
Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения.
И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке «преизрядные фейерверки».

Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный «иллюминационный двор». В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация «Пиротехнические дворы Петергофа».
Богатый опыт мастеров прошлых столетий — в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать — искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.
Известно, что заповедные парки не имеют ночного освещения. Древний и забытый способ освещения садов кажется нам сегодня как никогда привлекательным.
Какой фантастический вид приобретает ночной парк в мерцании сотен иллюминационных огней!
Дрожащее живое пламя своим трепетным светом освещает тенистые аллеи, нарядные цветочные партеры, карнизы и ступени зданий, водосливы и чаши фонтанов. Множество огней отражается в прудах и в фонтанных струях, и весь сад становится похожим на сокровищницу, наполненную блестящими драгоценными камнями.
Так рождается в Петергофе симфония воды и огня, музыки и света. И если вы еще не видели этого — Петергоф ждет вас.
Вячеслав Трапенок.

Вячеслав Трапенок (Журнал «Лидер МАПП» N 15, 2003 г.)